Журнал  «Турист» МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ЖУРНАЛ
Журнал  «Турист»
Журнал  «Турист»
ВСЕ О СПОРТИВНОМ, ЭКСКУРСИОННОМ, ЭКСТРЕМАЛЬНОМ И ЭКЗОТИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ

№ 2 2009

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ

Пермская земля - две поездки

Р. Ласкаржевский, Мастер спорта СССР по туризму

Мне в турпоходах и командировках пришлось много поездить по нашей стране – от Калининграда (Кенигсберга) до Владивостока и от Норильска до Бийска. А вот пермская земля, на которой прожил почти полвека, в основном оставалась незнакомой, кроме подшефного колхоза «Урал», реки Чусовой с ее притоками да города Кунгура с его пресловутой пещерой. Но интерес к истории и природе ставшего родным Пермского края всегда оставался. В последние годы, когда соответственно возрасту изменились желания и возможности, мне наконецто удалось осуществить несколько «местных командировок». Летом 2007 года после многолетнего перерыва я посетил город Чусовой и этнографический музей при нем, созданный фанатичным патриотом своего города Леонардом Постниковым, известным еще как организатор Чусовской горнолыжной школы. Осенью удалось вторично побывать на Белой горе и порадоваться постепенному возрождению знаменитого Крестовоздвиженского храма и популярности этого мистического места. В 2008 году я «повращался» в дворянской усадьбе Сведомских на югозападе края, в окрестностях города Чайковский, а на севере края открыл для себя Ильинский, о котором раньше слышал только от НИИПМовских любителей зимней рыбалки, несколько десятилетий наезжающих на Обвинский залив со своими специфическими целями.

Поездка к Сведомским

Сарапула и Елабуги. Новый владелец построил в своем поместье, получившем название Михайловский Завод, усадьбу, церковь, винокуренный и поташный заводики и управлял хозяйством до своей смерти, после которой усадьбу унаследовали его внучатые племянники, Александр и Павел Сведомские. Они с детства увлеклись живописью, а хозяйство переложили на управляющего. В результате Александр и Павел стали довольно известными художниками, картины которых удостоились внимания знаменитого П. Третьякова, а хозяйство разорилось, как и большинство помещичьих владений после отмены крепостного права, поскольку дворяне сами, как правило, хозяйствовать не хотели и не умели, нанятые управляющие обворовывали и владельцев, и крестьян. После революции это дворянское гнездо изменялось в обычном советском порядке: дом обветшал, обстановка была растащена, заводик зачах и в конце концов сгорел, церковь была разрушена в надежде попользоваться кирпичом, но крепкая кладка и этому помешала, так что храм оказался сведен на щебенку. Братья Сведомские, к счастью, всего этого не увидели: по состоянию здоровья они вынуждены были жить в Италии, где и умерли еще до революции. В дальнейшем усадьба вероятнее всего превратилась бы в пустырь с руинами, но ей неожиданно повезло. В 90х годах землю в окрестностях усадьбы купили предприниматели Сбоевы и загорелись идеей возрождения дворянского гнезда в виде музейнотуристического комплекса. Они на свой страх и риск вложили в эту идею немалые деньги. Основное здание усадьбы было раскатано по бревнышку и восстановлено с заменой сгнивших венцов. На первом этаже организован музей, воссоздающий быт и хозяйство дворянского поместья, а на втором устроены VIPспальни. По соседству с восстановленным зданием усадьбы построены два кирпичных особняка с комфортабельными спальнями, гостиными, каминами, банкетным залом.

Поскольку воссозданная усадьба имеет историкокультурную ценность, «раскрутке» комплекса охотно помогают работники культуры соседних городов – музейщики, библиотекари, краеведы, вплоть до такого солидного учреждения как Пермская художественная галерея, которая два года назад провела специальную выставку художников Сведомских и установила связи с их итальянскими наследниками.Совместными усилиями историков, краеведов и новых хозяев усадьбы — Нины Васильевны и Олега Сергеевича Сбоевых – проводятся весьма представительные «сведомские чтения». На очередных чтениях, пятых за десять лет, мне и довелось побывать в составе делегации из 9 человек от города Перми. Поездка позволила мне существенно расширить представление о нашем крае (с чего я и начал рассказ), так как до Михайловского Завода мы проехали северным берегом Камы через Краснокамск, Очер, Воткинск, Чайковский, а возвращались южным берегом через Чайковский, Осу, ЮгоКамский, в общей сложности около 500 км.

Кроме дорожных впечатлений в памяти осталось радостное воспоминание о самой усадьбе, которая расположена в излучине реки Камбарка, в полукружье ее высоких берегов, над большим прудом. Даже в ноябрьскую погоду место замечательно красиво и создает какоето мистическое очарование, напомнившее мне ощущения, испытанные на Белой горе.

Кроме Михайловского Завода мы смогли по пути посетить картинную галерею города Чайковский, о чем я мечтал много лет, да както все «невытанцевывалось», хотя раньше, когда по Каме ходили «Ракеты» и «Метеоры», это можно было осуществить очень просто. Обо всех впечатлениях за три дня сведомских чтений не позволяет рассказать объем журнальной публикации. Если когото заинтересует сама усадьба Сведомских, он сможет добраться туда автобусом или автомашиной. Если интересны художники Сведомские, то о них можно посмотреть ДВДфильмы (есть в ПХГ и в краевой библиотеке). А вот «повращаться» в обществе участников прошедших чтений не удастся низаезжим посетителям, ни почетным гостям, потому что общество в последующих чтениях изменится, как вода в реке, в которую, как известно, нельзя войти дважды.

В этом году на чтениях собрались три предводителя дворянства, десять священнослужителей и десятка два «товарищей ученых, доцентов с кандидатами» (цитирую В. Высоцкого, популярную в свое время песню про ученых на картошке). Предводители дворянства, на мой взгляд, несли на себе печать Кисы Воробьянинова, ученые были привычны, а вот священнослужители мне были интересны просто потому, что ранее я сними почти не встречался и, более того, относился к ним с некоторым предубеждением. А встреченные в Михайловском Заводе иереи оказались, в основном, молодыми, жизнерадостными, неплохо образованнымии просто симпатичными людьми. У меня даже всплыла в памяти формула какогото общественного деятеля еще царских времен, видевшего надежду на лучшее будущее России в трех фигурах: учителя, врача и священника.

Три дня общения в процессе сведомских чтений, природные прелести Михайловского Завода, крестный ход к местному святому источнику и остаткам порушенной церкви, музейная обстановка усадьбы словно перенесли меня в Х1Х век, отложили яркие впечатления и некоторую грусть по оставшемуся в позапрошлом веке жизненному укладу.

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Восстановленная усадьба Сведомских.

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

В окрестностях усадьбы Сведомских

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

После баньки у камина в гостиной

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Участник чтений – директор Сарапульского музея

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Интерьер дома Сведомских

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Чайный стол

Поездка в Ильинский

В Ильинский я попал 3 декабря с «командой поддержки» закамского художника Владимира Посохина, известного также как организатора клуба «Серебряный ковш» при районной библиотеке. Владимир открывал там, в краеведческом музее, выставку своих работ «Живая память земли Строгановых». Нынешний поселок, бывшее село Ильинское, зародилось во времена Ивана Грозного, а в 1771 году было обустроено как центр строгановских владений, занимавших две трети Пермского края и простиравшихся от Соликамска до Очера. Само название «Ильинское» произошло от церкви св. Ильи, построенной Строгановыми в своей «столице», и музей разместился в конторе строгановских управляющих. Ими одно время были крепостные Строгановых отец и сын Теплоуховы, также заслужившие известность как агрономы, лесоводы и краеведы. Более полутораста лет назад они заложили в Ильинском паркдендрарий, и если церковь св. Ильи при советской власти была порушена, то парк и сейчас украшает село.

Все это и много других исторических сведений мы узнали от «подкованной» спутницы во время двухчасовой дороги из Закамска, пока мы, минуя Гайву, Камкабель, отворот на Хохловку добирались до Ильинского, где и вылезли на площади с названием «Пятачок». И дорога к селу, с чернолесьем и заброшенными полями по сторонам, и сам поселок в нынешнюю сиротскую зиму выглядели довольно уныло. Тем приятнее было зайти в теплый, светлый музей, где нас радушно встретили сотрудники. И вскоре началась церемония вернисажа: приветствие от представителя местной власти, выступление директора музея – обаятельной молодой женщины Елены Александровны Рябковой, успевшей получить два университетских образования (историческое и юридическое), но не иссушенной ими; вступительное слово Посохина. Среди собравшейся публики выделялась фигура высокого священника средних лет, в рясе и скуфейке. Я недоумевал по поводу его роли в церемонии, пока не выяснилось, что отец Сергий (Сергей Владимирович Заякин) – организатор и участник небольшого хора «Духовный сад», как говорится, широко известного в узких кругах, то есть систематически выступающего на публике и заслужившего различные поощрения и дипломы. Хор – в данном выступлении в составе трио – исполнил весьма сладкозвучно несколько светских и духовных пассажей. Один из них, под названием «Житейское море», заставил меня вспомнить историю родного завода в последнее время:

Житейское море играет волнами

В нем радость и горе—всегда перед нами.

Никто не ручится, никто не узнает,

Что может случиться, что завтра с ним станет.

После разрезания ленточки и беглого осмотра выставки был устроен скромный фуршет, на котором я оказался за одним столом с отцом Сергием. Мы разговорились, и поскольку после музея предполагалась экскурсия по Ильинскому, то он пригласил нас зайти в Благовещенскую церковь, где он служит, что мы и сделали. Но прежде Елена Александровна провела нас по музею. В нем представлена интересная и познавательная экспозиция, я бы сказал, незаурядная для районного масштаба. Она начинается с генеалогического древа Строгановых, выведенного со времен Дмитрия Донского, что само по себе удивительно, так как Строгановы не были дворянами, свои баронские и графские титулы получили уже в ХVIII веке. Экспозиция включает грамоту Ивана Грозного о пожаловании Строгановым земель и привилегий, описания солевых варниц и заводов ХVIХVIII веков, утварь тех времен и шедевр местных Кулибиных – деревянный велосипед.

Во время музейной экскурсии Елена Александровна рассказала нам и про Благовещенскую церковь – чуть ли не единственную действующую деревянную церковь в Пермском крае, причем весьма почтенного возраста, около 150 лет. В то время как ее каменную «сестру» – церковь св. Ильи – советская власть, приложив немалое усердие, сокрушила, дышащая на ладан деревянная церквушка выстояла. Трудно сказать, что уж тут действовало – слепой случай или Божий промысел – но в 30е годы, когда массово закрывались храмы, Благовещенскую церковь использовали как склад для изымаемой церковной утвари, в основном, икон. В качестве такого склада она дожила до времен, когда религию «разрешили». И так как возвращать иконы уже было некуда, ведь многие церкви были разрушены, то иконы развесили в Благовещенской церкви, по всем стенам отпола до потолка. Иконы по большей части расписаны светлыми тонами, и это в сочетании со скромными размерами помещения, неярким светом свечей, теплом от полукруглой печкиголландки, создавало ощущение чего-то простого, уютного, домашнего. Мне довелось побывать во многих храмах, от ТроицеСергиевской лавры в бывшем Загорске и соборов то больского кремля до деревенской церкви в УстьСынах, и везде я наблюдал и в себе, неверующем, и у молящихся чувство некоторой «накрахмаленности». А в Ильинской церкви, наоборот, возникало ощущение раскрепощённости. И даже разговор с о. Сергием на «светские» темы: крыша церкви протекает, а приход небогатый, трудно найти деньги на ремонт; дом священника, в три окошечка, через дорогу от церкви, и огородик при нем тоже требуют забот – не нарушали чувства умиротворения.

Вспомнились строчки А. Блока: «…и изливается душа, как в сельской церкви скромной».

Еще два момента при посещении Ильинской церкви обратили память к русской поэзии. При входе в церковь, где обычно помещаются наставления прихожанам и правила поведения в храме, я впервые увидел перечень грехов, которые требуют покаяния на исповеди. Среди них фигурировало «раболепие», и в сознании сразу возникли строчки из пушкинского переложения молитвы Ефрема Сирина:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия – не дай душе моей.

А позже, когда о. Сергий рассказал о том, что самой чтимой иконой является образ Богоматери, и я действительно увидел, как заглянувшие вслед за нами в открытые двери церкви женщины сгруппировались около этой иконы и несуетливо, както радостно прикладывались к ней, вспомнилась лермонтовская «Молитва»:

Я, матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, светлым сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием.

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника, в свете безродного,

Но я хочу вручить деву невинную

Светлой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Время придет ли часа прощального,

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Видимо, надо было дожить до немалых лет и оказаться в незатейливой сельской церквушке, чтобы почувствовать правду и доброту, вложенные Михаилом Юрьевичем в эту «Молитву»…

После церкви, распрощавшись с отцом Сергием, мы заглянули в теплоуховский парк, а перед ним прошлись по необычной лиственничной аллее. Два ряда мощных полуторастолетних деревьев тянутся вверх по оврагу. Расстояние между рядами деревьев соответствует раскинутым рукам, косой сажени, и в селе бытует поверье, что, если пройти по аллее, касаясь одновременно руками деревьев в обоих рядах, можно загадать желание, и оно исполнится. В общем, местный аналог Стены плача. Но, когда, выйдя из парка, мы сели в автобус и, уже в темноте, ехали два часа до Закамска, то вспоминались не парк и не аллея, а Благовещенская церковь с ее пастырем. И хотелось еще побывать в Ильинском.

Р. Ласкаржевский, Мастер спорта СССР по туризму, Фото Б. Жукова и О. Чепкасовой

№ 2 2009

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Благовещенская церковь

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Музей в Ильинском

ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ - ДВЕ ПОЕЗДКИ

Деревянный велосипед

BACK FORWARD





КОНКУРС


Международный Ордена Дружбы Народов журнал «Турист»

при поддержке

Посольства Туниса

и

Тунисского национального Офиса по туризму в России и СНГ

Объявляет о проведении фотоконкурса «Хочу в Тунис»

Сроки проведения: с 01.10.2017 по 30.11.2017.

Как стать участником конкурса:

- Сделайте оригинальное фото в Тунисе или на тему Туниса.

Фото должно быть сделано в 2017 году и отображать достопримечательности Туниса, отдых в отеле, природу Туниса, ваши искренние эмоции и радость от отдыха в Тунисе!

- Подпишитесь на страницу в Facebook «Турист журнал»

- Вступите в группу в Facebook «Tunisia for travel».

- Размещайте ваши фотографии в группе FB «Tunisia for travel» и в Instagram с хештегами

#хочувтунис #фототунис #туриствтунис

Условия конкурса:

1. Участниками конкурса могут быть граждане России старше 18 лет.

2. К участию в фотоконкурсе принимаются только оригинальные фотографии, сделанные Вами лично по тематике Тунис. Каждый участник может добавить не более 5 фотографий.

3. Фотографии на конкурс принимаются с 01.10.2017 до 30.11.2017.

Призы от Посольства Туниса и Тунисского национального Офиса по туризму в России и СНГ

От Организатора конкурса - публикация фотографии на страницах журнала «Турист»

Жюри фото конкурса – сотрудники Посольства Туниса, Тунисский национальный Офис по туризму в России и СНГ и редакция журнала «Турист»

Как стать победителем конкурса:

1. Необходимо выполнить все условия конкурса.

2. Победителей выбирает Жюри фотоконкурса

3. Победители в номинации «Приз зрительских симпатий» будут выбраны Организатором среди фотографий, загруженных группе FB группе FB «Tunisia for travel» и в Instagram с хештегами #хочувтунис #фототунис #туриствтунис,

набравшие наибольшее количество симпатий и лайков Голоса будут учитываться только от участников группы. Так что приглашайте своих друзей, участвуйте и выигрывайте!

При оценке фотографии будут учитываться ваш творческий подход, оригинальность , соответствие фотографии тематике!

Направляя свои работы, вы даете свое согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на публикацию ваших фотографий (с указанием авторства работ).

Победители получат также:

Благодарственное письмо от

Тунисского Национального Офиса по Туризму

в России и СНГ

Имена всех победителей будут опубликованы на страницах

журнала «Турист»

и на страницах в соцсетях.

Торжественное награждение победителей конкурса «Хочу в Тунис» будет проходить в

Посольстве Туниса

в декабре 2017 г.

Следите за нашими новостями!

Email для контакта: konkurstunis@gmail.com, tourist@cct.ru

Яндекс.Метрика