Журнал  «Турист» МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ЖУРНАЛ
Журнал  «Турист»
Журнал  «Турист»
ВСЕ О СПОРТИВНОМ, ЭКСКУРСИОННОМ, ЭКСТРЕМАЛЬНОМ И ЭКЗОТИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ

2017 год №1

Новая рубрика в на страницах нашего журнала

На веслах по земному шару или история гребных марафонов

Василий Галенко, океанский гребец

Именитые рабы океана

Человечество не мыслит себя без изгоев. Преступников и противников просто казнили, убивали то есть. Но соблазн использовать изгоев был столь велик, что вся история человечества пестрит множеством способов наказания не без пользы для тех, кто эти наказания придумал…Невольники или рабы – позорная страница в истории человечества. И самые древние рабы – это гребцы на финикийских, греческих и римских галерах, биремах, триерах. Эти суда, приводимые в движение мускульной силой гребцов – большей частью это это рабы и захваченные в плен воины противника. Суда длиной до 40 метров развивали скорость до 8-10 узлов, а число гребцов могло достигать 300 человек. На легких галерах гребцов приковывали к их гребному месту. На крупных триерах каждое весло «обслуживали» от двух до пяти гребцов, поскольку длина весел достигала 12 метров, а вес до 300 килограммов.

Гребля многие тысячи лет была проклятием и самым изнурительным трудом. Потом гребля стала спасительной при аварии или гибели даже современных гигантов. Гребными спасательными лодками и теперь оснащены все суда, военные или торговые. А вот добровольное плавание на гребной лодке- это уникальной явление в истории человечества. Что ж мы стали безумно храбрее и немудрено, что первых океанских гребцов-марафонцев называли безумцами океана… И эта перемена в нас самих случилась ровно 120 лет назад в самом большом тогда городе Нью-Йорке…

Добровольные невольники тяжкого труда теперь становятся знаменитыми, а гребные марафоны то есть многодневное и даже многомесячное сидение за веслами, приравнивается к покорению Эвереста или космическому полету. В сегодняшнем спортивном мире гребная лодка вышла за пределы гребного канала. Теперь уже океанские заплывы на веслах все более становится похожими на шалости небедных бездельников или лечебные процедуры для похудения всех, включая пенсионеров…

Добровольное рабство на гребной лодке стало доступным подвигом на пути к желанной славе, сравнимой со знаменитыми миллионерами-футболистами и везунчиками - космонавтами. Более того, эти последние завидуют покорителям океанов. И об этом мы скоро узнаем.


Хитрый «лис» - автор и основатель гребных марафонов.

Этот рассказ о необычном и как бы случайном событии, позже ставшим всемирно известным океанским марафоном на гребной лодке. Опасная авантюра первых океанских гребцов превратилось в массовое спортивное предприятие с присущими ему состязаниями, гонками, рекордами, наградами. И новоявленные ОКЕАНСКИЕ ГРЕБЦЫ нынче на равных с покорителями Эвереста и даже космонавтами… Появились и первые гребцы, дерзнувшие обойти Землю на гребной лодке. И эти «весельные Магелланы» теперь среди нас и их уже немало…

А теперь о наших героях, рискнувших на обычном спасательном вельботе сотворить сенсацию и впервые в истории человечества пересечь океан на открытой 5.5 – метровой лодке. По сути дела творцом гребного океанского марафона следует признать издателя «Полицейской газеты» (“Police Gazette”) Ричард К. Фокс (Richard Kyle Fox) уже 20 лет управлял популярной газетой с Нью-Йорке и знал как поднять тираж и остаться на высоте.

Деловой, вальяжный и пронырливый он давно свыкся с кличкой «Лис», как олицетворение его фамилии. В начале 1896 года он поместил в своей газете броское объявление, которое в обстановке конца 19 века выглядело практически нереальным. Фокс предлагал двум желающим смельчакам на гребной лодке, пересечь Атлантику от Нью-Йорка до Англии за 60 суток только на мускульной силе. Объявленный приз – 10.000 долларов (близкий к миллиону в наше время). Издатель пояснил, что в лодке не должно быть двигателя, мачты, паруса и руля. Только три пары ясеневых весел. Мало того, он обязывал будущих соискателей приза с каждого встреченного судна получать свидетельство, что на лодке нет злополучных мачты, паруса и руля..

Karnali

Лодку построили специально для этого уникального перехода через океан. Строитель Уильям Сиамен построил 5,5-метровый клинкерный непотопляемый вельбот с поручнями на киле для восстановления лодки в случае переворота в шторм.

Норвежцы, осевшие в США, 32-летний Джордж Гарбо и Фрэнк Сэмуэлсен,- он на шесть лет моложе - откликнулись на объявление. Познавшие все тяготы рыбацкого ремесла, они решили испытать свою выносливость и так запросто заработать большие деньги.

Они надеялись на гонорар от газеты, но еще наивно верили, что один лишь показ их героической лодки в Европе сделает их богачами…

Моряки взяли в лодку запас пищи, 200 литров воды в бочонках. Секстан, плавучий якорь, сигнальные фонари. Борт лодки возвышался над водой на 20 сантиметров. Расстояние до английского побережья – 2823 морских миль (5229 км) они надеялись пройти менее чем за 60 суток, чтобы не рисковать потерей приза.


Меня одолевали сомнения в реальности всех этих событий. Возможно у норвежцев были предшественники, поскольку их действия были так отлажены, как будто они повторяли чью-то попытку, предпринятую раньше.

- А спрошу ка я у нынешнего редактора Полицейской газеты. И что же?. Через два дня я получаю из Нью-Йорка ответ с сенсационной новостью. Предшественник был. Вот это письмо

Mr Galenko,

There really isn't anything in the Police Gazette about the lead up to Harbo & Samuelsen's launch. Everyone at the time considered it a suicide mission. No other newspaper would sponsor them. The Police Gazette did, but behind the scenes until the attempt was successful. Our transcript of the article that announces that success can be found at http://policegazette.us/FromTheMorgue_8-22-1896_Harbo.html. Another website transcribed the log from the boat, which can be found at http://www.bronzesea.org/Pages/TrueLogoftheFox.aspx. Additionally, the Police Gazette reported on an attempt to row the Atlantic solo by a man named Captain Traynor in 1884. He left New York on a dory called the H.T. Bibber on June 26th. But he was run into by a steamer in thick fog about a third of the way across. He was rescued by the French schooner Bergere on August 25th. He was in good health and said he'd try again, but apparently never did. I've attached the picture from the Police Gazette of Captain Traynor in his boat.- “An ocean tramp”

William A. Mays

PoliceGazette.US

Г-н. Галенко,

Да, действительно не было никакой публикации в Полицейской газете о предшественниках попытки Гарбо и Сэмуэлсена.. Все в то время считали это самоубийством. Ни одна другая газета не хотела спонсировать их. Police Gazette сделала это, но позднее, когда попытка оказалась успешной. И тогда же появилась статья о более ранней попытке в одиночку перегрести Атлантику человеком по имени Капитан Трейнор в 1884 году.. Он покинул Нью-Йорк на дори “Нarold T. Bibber”( Пьяница ?) 26 июня. Но, пройдя треть намеченного пути, дори с гребцом в густом тумане налетела на пароход. Его спасли моряки французской шхуны “Bergere” 25 августа. Он был в добром здравии и сказал, что он попытается еще раз, но, видимо, никогда этого не сделал. Я приложил рисунок из Police Gazette - капитан Трейнор в своей лодке, и не один, с подписью к рисунку–An ocean tramp - ОКЕАТСКИЙ БРОДЯГА

Уильям А. Мэйс, Полицейская Газета. США

Karnali

В самом деле. Посмотрите на ПЕРВОГО океанского гребца! Да еще и с кошкой, которая тоже была ПЕРВОЙ в океанском марафоне. А термин ОКЕАНСКИЙ БРОДЯГА – покруче нынешнего – ОКЕАНСКИЙ ГРЕБЕЦ !


Гарбо и Сэмуэлсен почти 10 лет отплавали на промыслах трески на Ньюфаундленской банке и знали толк в гребле и все же распорядок их работы потрясает. .С 8 утра до 8 вечера они гребли вместе – каждый своей парой весел. Этот 12-часовой рабочий день имел два перерыва по 1,5 часа на завтрак и обед. Оставшиеся 12 часов они гребли поочередно и у каждого получалось лишь по 5,5 часов для сна. Тут же на дне лодки, укрывшись водонепроницаемым плащом – каюты с крышей на лодке не было вовсе - поскольку носовую и кормовую части занимали так называемые воздушные ящики, обеспечивающие лодке непотопляемость

Они стартовали в 5 часов пополудни 6 июня 1896 года от пристани Бэттери парк в Нью-Йорке. Керосиновая печка оказалась негодной и с самого начала они стали питаться пищей без подогрева. Главное в их меню – яйца и сухари. Они дошли до того, что стали жевать зерна риса. Это была каторга хуже любой рабской галеры. Они избегали соблазна подняться на борт встречных судов и сделали это всего лишь один раз. Этому тоже было объяснение. Строки из бортового журнала Гарбо:

Четверг,18 июня

Ночь была частично спокойной.8 утра ветер восточный с дождем.

В 9 утра встретили первый пароход - немецкий «Бисмарк» Обменялись приветствиями поднятием флагов. Предложили взять нас на борт. Отказались и попросили наши координаты. Понедельника, 6 июля. Ночь была бурной с сильным ветром SE.

12 ч Ветер SW очень сильный. День работы 75 миль. 5 вечера. Ветер слишком сильный, а с 6 вечера шторм. Пришлось лечь в дрейф и отдать плавучий якорь.

Вторник, 7 июля. Штормовой ветер всю ночь. Ветер ЮЗ. В 3 часа ночи лопнул трос и морской якорь потерян.Ливень каждый час. Лодка уже в 30-й раз заполнена водой.Исчезли две банки с питьевой водой. Все пропитано водой кроме нашего хлеба и этого журнала.

Среду, 8 июле.Сегодня легкий ветер. Делают еще один морской якорь из нескольких кусков холста.: 6 вечера, ветер южный очень сильный. Ставим сделанный нами морской якорь-грести невозможно.

Пятница 10 июля Третья бессонная ночь. Западный шторм не утихает. Спать невозможно, потому и приходится всю ночь грести вдвоем. В 8 вечера лодка опрокидывается после бокового удара волны. Мы около часа барахтаемся в воде на страховочных концах и с трудом перевернули лодку на ровный киль . Мы потеряли плавучий якорь, почти всю посуду, часть одежды и пищи…

Через две недели норвежский барк «Эжен» принял на пару часов гребцов и они впервые пообедали. Пополнив запас продуктов они продолжили свой путь. Между прочим, при каждой встрече с судном помимо координат они просили составить сертификат, подтверждающий отсутствие на лодке двигателя, паруса, мачты и руля.

Поначалу в струях Гольфстрима их донимал холод и сильный ветер. Потом стало припекать .и гребцы обнаружили, что середины маршрута они достигли на 39 день пути. Чтобы уложиться в намеченные 60 суток, они решили отменить час отдыха после каждой еды. И вот эти железные люди после шести недель жизни галерных рабов, смогли еще более ужесточить свой свирепый режим, отказавшись от всяких перерывов. Достигнутый результат налицо: средняя скорость достигла 65 миль в сутки. Строки из журнала Гарбо:

Суббота 1 августа. Ночь была с легким ветром от норда. За час до рассвета заметили проблески маяка Бишоп Рок к северу от нас в 10 милях. После восхода солнца увидели острова Силли – крайние кусочки суши близ Корнуэла. В 11 утра мы на берегу и вскоре связываемся с с Джоном Бэнфилдом из американского консульства в Лондоне…Наш переход засвидетельствован. От старта прошло 55 суток и 13 часов…

Потом они догребли до французского Гавра, потом были «показы» лодки в Париже и Лондоне.

Ричард Фокс приехал в Париж и на ужине в честь покорителей Атлантики, он передал каждому по золотой медали. Это вручение медалей было сфотографировано и это действо было выдано в прессе как вручение обещанного приза в 10.000 долларов. Умелое жульничество, для которого Фокс не пожалел времени и денег, чтобы на комфортабельном пароходе добраться до Гавра, затем и Парижа.

Гребцы так и не обрели славы, а на лекциях и показах лодки заработали жалкие гроши. Известно, что не нашелся ни один меценат или спонсор, чтобы улучшить бедственное положение героев океана! Единственная честь, которую они получили, помимо золотых медалей, было 10 шведских крон от короля Швеции и Норвегии Оскара Второго.

Партнеры по выставкам – это уже в Англии - загружают их лодку на пароход, идущий в США. Однако на подходе к Бостону на пароходе кончился уголь. Капитан приказал бросать в топку любое дерево, включая мебель, чтобы дотянуть до порта. Сухая дубовая лодка была обречена, но Гарбо и Сэмуэлсен сбросили лодку на воду и на веслах добрались до Нью-Йорка. Обещанной награды от Ричарда Фокса уже в редакции газеты они не дождались. Более того сам Ричард Фокс уклонился от встречи с исполнителями его замысла..

Судьба самой лодки как реликвии экстремального подвига, неизвестна. Однако 91-летний сын строителя исторической лодки Гарольд Сиэмен сохранил документы строительства лодки и в 1975 году была построена точная копия лодки «Фокс». Кроме того, сохранился бесценный бортовой журнал рекордного плавания, который вел Гарбо.Художники, скульпторы и поэты – каждый по своему все же увековечили память великих гребцов…

Karnali

Рекорд пересечения Атлантики – 55 дней и 13 часов остался никем не превзойденным. Только настырные британцы спустя 114 лет улучшили рекорд норвежцев. 17 июня 2010 года четыре гребца - шкипер Левен Браун (37), Рэй Кэрролл (33), Дон Леннокс (41) и Ливер Найстед (39), на лодке «Artemis Investments» –перегребли океан по маршруту норвежцев за 43 дня, 21 час и 26 минут. И это на современной, легкой и безопасной лодке с двумя герметичными каютами для укрытия гребцов в шторм.. Но рекорд для двух человек по гребле через Атлантический океан по-прежнему принадлежит Харбо и Сэмуэлсону.

Шок от невероятного плавания норвежских гребцов был столь велик, что повторить нечто подобное рискнули только через 70 лет! Но это уже наш следующий рассказ…


В результате поисков на просторах интернета редакцией неожидано был обнаружен рессурс, на котором размещена информация о гинеалогическом древе американской семьи Дэвис (Davis).

Дело в том, что Гарбо умер в 1909 году от пневмонии, а вскоре умерла и его жена. Их дети стали сиротами. Дочь Гарбо Harriet Malone (получившая фамилию Malone от приёмных родителей) которой на момент похорон было около пяти лет, спустя годы, вышла замуж за David Dexter Davis и стала членом семьи Дэвис. Запись об истории её отца появилась в истории Дэвисов вместе с фото из семейного альбома. Таким кружным путём удалось найти фотографии, которые можно видеть далее:

Karnali
Karnali
Karnali

Фрэнк Сэмуэлсен и Джордж Гарбо


Фото семьи Гарбо на похоронах Джорджа


Фото из семейного альбома Дэвисов: Сет с подругой Тори, предположительно внук Дэвида Декстера Дэвиса, мужа дочери Джорджа Гарбо


BACK FORWARD





ПАРТНЁРЫ И ДРУЗЬЯ


Яндекс.Метрика