СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ
«ЕСЛИ БЫТЬ, ТО БЫТЬ ЛУЧШИМ»
(Автобиография Игоря Опарина, человека, познававшего огромный мир)
Я, Опарин Игорь Дмитриевич, появился на свет в городе Москве в семье служащих 22 января 1929 года. Отец мой, Опарин Дмитрий Иванович, родился в городе Угличе, Ярославской губернии 27 ноября 1891 года в семье купцов. Окончив начальную школу в Угличе, он переезжает в Москву, где учится в 1-й Московской гимназии. После ее окончания едет в Петроград, где поступает на Экономический факультет Петроградского Политехнического института. Закончив его, занялся научной и педагогической деятельностью. Работал в Госплане и ряде институтов высшей школы. Имел звание профессора, ученую степень доктора экономических наук. Ушел на пенсию с должности заведующего кафедрой статистики Мосрыбвтуза. Умер 19 марта 1978 года. Мать моя, Опарина (Литвинова) Елизавета Владимировна, родилась в деревне Корыстово Каширского уезда Московской губернии в семье дворянина 14 октября 1903 года. Окончив в 1920 году 75-ю Советскую Трудовую школу, работала в ряде учреждений. В 1947 году ушла на пенсию. Умерла 20 марта 1992 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве в могиле своей матери. Ее мать Мария Федоровна, по национальности бретонка (Марие Луизе Сесиль Весьë).
Учебу я начал в 1937 году, поступив сразу во второй класс школы № 29 г. Москвы, где учился до 5-го класса. Во время Великой Отечественной войны не эвакуировался из Москвы. Школы не работали. По линии гражданской обороны был зачислен в звено связи (во время бомбежек обеспечивал связь пожарных на крыше дома со штабом обороны в подвале дома), а также на мне лежала ответственность за обеспечение песком и водой гидропультов-костылей чердака дома №15 по Зубовскому бульвару. Весной 1942 года появилась возможность сдать экзамены за курс 6-го класса экстерном, чем я и воспользовался. Был зачислен в 7-й класс все той же 29-й средней школы Фрунзенского района г. Москвы. Когда школы разделили на мужские и женские, меня перевели в школу № 50, где я окончил восьмой класс круглым отличником.
Осенью 1944 удалось поступить на Подготовительное отделение Московского ордена Ленина Авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Там в 1945 году я прошел курсы 9 и 10 классов, завершив тем самым среднее образование.
К этому времени был введен аттестат зрелости. Так как институт не имел права выдачи этого документа, мне пришлось экзаменоваться в одной из лучших школ города – школе №317. Эти оценки засчитывались и в качестве вступительных экзаменов в институт. По сумме набранных баллов, я был зачислен, как и хотел, на первый курс Самолетостроительного факультета. Институт закончил в 1951 году, защитив на «отлично» дипломный проект Госкомиссии под председательством Главного конструктора самолетов Семена Алексеевича Лавочкина и получив специальность инженера-механика по самолетостроению.
По распределению был направлен на работу в ОКБ-23 в Филях, во главе которого стоял выдающийся авиаконструктор Владимир Михайлович Мясищев. Работал в бригаде шасси конструктором. Потом – ответственным за проведение статических и динамических испытаний шасси (связь с ЦАГИ и ОКБ, возглавляемым Баштой и Зверевым). Затем представлял интересы бригады на производстве, оперативно решая возникающие во время изготовления и сборки производственные вопросы. Таким образом, за 5-6 лет удалось досконально изучить проблемы конструирования, испытаний и изготовления конструкций, что в дальнейшем очень пригодилось.
В результате перехода в 1961 году тематики ОКБ на ракетную технику, его коллектив возглавил академик Владимир Николаевич Челомей. К этому времени я был аттестован как ведущий конструктор и руководил работами, связанными с созданием первой в СССР ампулизированной стратегической ракеты шахтного базирования. Испытания первого образца этой ракеты увенчались успехом: полетное задание было полностью выполнено. После завершения испытательной программы ракета УР-100 была принята на вооружение Советской армии и запущена в серийное производство.
Одновременно я был назначен техническим руководителем межведомственной комиссии по разработке методики транспортировки ампулизированных ракет от завода-изготовителя до пусковой установки. Эти работы велись совместно с Генеральным штабом СА (ЦУП ВОСО) и специальным управлением МПС. После специального Постановления Правительства СССР, был назначен ведущим конструктором по установке специальных головных частей на боевые ракеты, находившиеся на боевом дежурстве. Эта важная и ответственная задача реализовывалась в тесном взаимодействии с Командованием РВСН и войсковыми частями.
При переходе ОКБ на космическую тематику главным конструктором стал Дмитрий Алексеевич Полухин, и я начал заниматься проблемами стыковки космических кораблей. В частности, разработанный нами принципиально новый стыковочный агрегат был успешно применен в космическом комплексе «Алмаз». К этому времени я был аттестован как ведущий инженер-конструктор.
Моя производственная и общественная деятельность была отмечена Правительственными наградами, многочисленными благодарностями, занесенными в трудовую книжку, различными премиями и ценными подарками. Мне были присвоены почетные звания: «Заслуженный создатель космической техники», «Заслуженный испытатель космической техники», «Ветеран космонавтики России», «Ветеран космодрома «Байконур». Международная Ассоциация космонавтики, учредителями которой являются американские фирмы «Боинг» и «Локхид», наши отечественные космические фирмы, а также космонавты, побывавшие в космосе не менее 3 раз, наградила меня почетным знаком «За заслуги перед космонавтикой». Кроме того, я награжден почетными медалями имени К.Э. Циолковского, академика М.В. Келдыша, академика С.П. Королева, академика В.Н. Челомея, космонавтов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, Г.Т. Берегового и рядом других медалей. Кроме того, я горжусь свидетельствами на свои изобретения.
В 1954 году я закончил с отличием Вечерний Университет Марксизма-Ленинизма. С 1946 года по 1965 год состоял в комсомоле (выбыл по возрасту). В 1960 году принят кандидатом в члены КПСС, а в 1961 году стал коммунистом.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В числе нескольких специалистов ОКБ-23 я был в 1958 году Приказом Главного конструктора зачислен в группу соискателей ученого звания в МАТИ с обеспечением одного дня в неделю для занятий. К 1961 году все экзамены кандидатского минимума были сданы. Однако защитить диссертацию мне не удалось, так как подготовленные материалы касались самолетной тематики, а в 1961 году ОКБ перешло на ракетную тематику. Меня как ведущего конструктора активно использовали на оперативной работе, не дававшей никакой возможности сосредоточиться на теме диссертации. Зато мне нашлось применение как педагогу. В ОКБ-23 была организована «Школа мастеров», в которой учились производственники, руководители среднего звена. Я и ряд других специалистов ОКБ были привлечены к чтению лекций и ведению занятий. В частности, в течение 10 лет я вел курс «Техническая механика», в который в соответствующих объемах входили: теоретическая механика, сопромат, детали машин, гидродинамика, аэродинамика.
В дальнейшем я был направлен Руководством ОКБ в МАСТ, где в течение 12 лет также вел курс «Техническая механика», который затрагивал вопросы теоретической механики, сопромата, деталей машин и курсового проектирования по деталям машин. Кроме того, МАТИ привлек меня в качестве рецензента по дипломному проектированию. Это сотрудничество продолжалось несколько лет.
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
В школьные годы я был старостой класса, физоргом, а в 1941 году в пионерском лагере «АРТЕК» меня избрали звеньевым.
В студенческие годы я был агитатором, ответственным на курсе за работу ДОСААФ, членом Совета Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС), редактором технического бюллетеня АНТОС и курсовой газеты.
И в ОКБ я много времени и сил отдавал общественной работе. Подтверждение тому – список моих выборных должностей: комсорг группы, член бюро ВЛКСМ КБ, заместитель секретаря бюро ВЛКСМ КБ, сменный редактор стенгазеты КБ, член жилищно-бытовой комиссии цехкома КБ, заместитель председателя цехкома КБ, заместитель председателя Совета ДСО ОКБ, член партбюро КБ, заместитель председателя профкома ОКБ в течение 5 лет (освобожденная должность), член первичной организации общества «ЗНАНИЕ», заместитель председателя ППО «ЗНАНИЕ» (5 лет), председатель ППО «ЗНАНИЕ» (10 лет), член Президиума Киевского районного отделения «ЗНАНИЕ» (10 лет), внештатный эксперт Всесоюзного общества «ЗНАНИЕ», член и ответственный секретарь Комитета космонавтики Космического центра им. М.В. Хруничева.
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Без спорта я не мыслил жизни. Занимался легкой атлетикой (бег на короткие дистанции - III спортивный разряд), штангой (III спортивный разряд). Учась в институте, занимался на курсах спортсменов-парашютистов при Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова. После их окончания был приглашен и зачислен в школу инструкторов парашютного спорта. Затем, с появлением в ЦАКе Героя Советского Союза М. Раценской, поступил в ее школу планерного спорта. Одновременно начал заниматься спортивной гимнастикой, толчком к чему стало участие в нескольких Всесоюзных парадах физкультурников. Занимался гимнастикой и после окончания института в ЦСК «Крылья Советов», выступая по I спортивному разряду.
Кроме того, увлеченный кинофильмами о научно-исследовательских работах Ж.И. Кусто, поступил на первые в СССР курсы легководолазов при Центральном Морском клубе. Закончив их, а также школу инструкторов подводного спорта, на основании имеющегося опыта погружений получил профессиональную квалификацию подводника I класса (высший класс) с правом руководить погружениями до глубины 20 метров.
Побывав в заоблачных высотах и полюбовавшись на подводный мир, я захотел узнать наш мир и в «ширину». Этому способствовало увлечение путешествиями, спортивным туризмом. В основном я специализировался в зимнем, самом тяжелом и сложном виде туризма – лыжном, но также совершал водные, горные и пешеходные походы высшей категории сложности. По выполненным нормативам имею звание «Мастер спорта СССР» (выполнение более 4 норм). Мне присвоены также звания «Инструктор туризма международного класса», «Заслуженный путешественник России». Я награжден многочисленными Грамотами, Дипломами и являюсь кавалером всех «туристских орденов», учрежденных ВЦСПС.
За время спортивных походов мне посчастливилось увидеть прекраснейшие места нашего необъятного Советского Союза: Кольский полуостров, Карелию, Валдай, Прибалтику, Белоруссию, Центр Европейской части, Крым, Западный и Центральный Кавказ, Ветреный пояс (Архангельская область), Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал, Западную Сибирь, Памиро-Алай (Фанские горы), Алтай, Северную Туву, Западные, Центральные и Восточные Саяны, Забайкалье (Верхне-Ангарский, Баргузинский, Курбитский хребты), Приморье, Сахалин, Южные Курилы (остров Кунашир). К сожалению, сорвалась поездка на Камчатку (по работе меня срочно командировали на космодром Байконур). Осталась в мечтах и экспедиция на Чукотку. Во всем остальном, я считаю, мне повезло, так как кроме участия в спортивных походах, я много путешествовал по Прибалтике, Средней Азии, Сибири и особенно Европейской части СССР просто так, вне всяких туристских категорий.
Для полноты картины надо отметить, что я участвовал в различных соревнованиях на первенство г. Москвы по туризму в составе сборной команды спортобщества «Крылья Советов». Так, в байдарочном слаломе на реке Воре наша команда (2 байдарки, 4 человека) стала вице-чемпионом г. Москвы, пропустив вперед лишь команду ЦСКА и оставив позади такие сильные, маститые команды, как «Динамо», «Спартак», «Химик».
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА ПО ТУРИЗМУ
В своей «карьере» туриста-общественника я прошел всю лестницу снизу доверху: председатель турсекции ОКБ; член бюро турсекции Киевского района г. Москвы (около 40 лет); председатель маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Киевского района г. Москвы более 30 лет); член правления, а затем и председатель Правления клуба туристов Киевского района г. Москвы; член Президиума Федерации туризма г. Москвы; заместитель Председателя Центральной секции массовых видов туризма при ВЦСПС (прообраз Федерации спортивного туризма СССР) с 1962 по 1974 год; Председатель Центральной секции пеше-лыжного туризма с 1974 по 1980 год; член комиссии общественных туристских кадров РСФСР; Председатель комиссии туристских общественных кадров г. Москвы и член Президиума Федерации спортивного туризма г. Москвы с 1980 по 1986 год; заместитель Председателя Совета ветеранов Международного туристско-спортивного союза (10 лет); с 2000 года – Председатель Совета ветеранов туризма г. Москвы и член Президиума Федерации спортивного туризма г. Москвы.
ВЫБОРНЫЕ ЭПОПЕИ
Мне пришлось принимать участие в различных выборных кампаниях в самых разных ролях. Вначале мне поручали руководить участковыми избирательными комиссиями (УИК) по выборам в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, в Московский городской Совет, Киевский райсовет г. Москвы, судей и… всегда, когда требовалось всеобщее голосование. Всего в этой роли мне пришлось побывать 13 раз (срок полномочий выборных должностей равнялся 4 годам). Затем, когда это все мне уже достаточно надоело, меня «повысили» рангом, сделав Председателем окружной избирательной комиссии (ОИК), которая как бы руководила действиями УИК, но требовала гораздо меньше времени и сил. На этом посту мне пришлось побывать 5 раз.
И, наконец, когда в 1990 году были организованы настоящие выборы на альтернативной основе вместо формального голосования, я был выдвинут кандидатом в состав Киевского районного Совета народных депутатов г. Москвы. Выборы прошли для меня удачно: в первом туре я получил 49,7% голосов (чуть-чуть не хватило до 50% плюс 1 голос), а во втором туре мне отдали предпочтение более 90% избирателей. Так я стал народным депутатом и активно работал Председателем комиссии по спорту, пока в 1993 году не были расформированы все представительные органы. Так я оставил свой округ №103.
Э П И Л О Г
Сейчас, с возрастом, невольно стараешься все меньше и меньше загружать себя общественной работой, но все же кое-что решил оставить на своих плечах:
- в выборных делах: член Территориальной избирательной комиссии (ТИК), руководящей 25 УИК – с 1996 года;
- в партийных делах: член РК КПРФ и секретарь РК КПРФ по работе с молодежью – с 1994 года;
- в спортивно-туристских делах: Председатель Совета ветеранов туризма и член Президиума Федерации туризма г. Москвы – с 2000 года.
Девизом великого летчика Валерия Павловича ЧКАЛОВА было такое изречение: «Если быть, то быть лучшим». Я полностью с этим согласен. Я не считаю себя лучшим везде и во всем. Но в каждом направлении своей производственной, спортивной и общественной деятельности я старался ставить планку повыше, и это дает мне право не стыдиться за свое пребывание на этом свете.
Игорь Дмитриевич Опарин скоропостижно скончался 1 марта 2008 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, там же где покоятся его ближайшие родственники. Для всех, кто знал Игоря Дмитриевича, это была невосполнимая потеря.
|